Контрольная закупка: что делать?

10.02.2019

Что такое контрольная закупка

Почти каждый, кто работает в сфере торговли, сталкивался с контрольной закупкой. Это очень волнительно, как экзамен. Как экзамен, её можно пройти или завалить. Только последствия совсем другие, и пересдать сложнее.

Контрольная закупка обычно проводится внепланово, без предварительного уведомления. Проводят такие мероприятия все контролирующие органы — Роспотребнадзор, ФСРАР, и т.п.

До конца 2018 года чётких правил и нормативов не было, и это развязывало руки недобросовестным проверяющим.

Но, с появлением более чётких критериев (постановление №1398), бизнес может подготовиться к любым превратностям судьбы.

К кому может прийти контрольная закупка

Проверки могут приходить ко всем предпринимателям или компаниям, независимо от применяемой системы налогообложения. Всё может происходить как удалённо, через интернет или по телефону, так и при личном визите. О том, что покупатель или клиент оказался проверяющим, сообщается только после акта совершения покупки.

Этапы контрольной закупки

  • Приобретение товара

Обычно инспектор совершает закупку под видом обычного покупателя. Он не предъявляет никаких удостоверений, быть один или со свидетелями. Возможна съёмка скрытой камерой.

  • Объявление о контрольной закупке

После того, как состоялся акт купли-продажи, инспектор представляется по форме и предъявляет удостоверение. Это при личном визите, при покупке удалённо, он может сообщить об этом на следующий день.

  • Вручение документов

После того, как тайная проверка станет явной, кассир получает копию приказа о проверке.

Ещё положен акт о проверке. Этот документ также выпускается в двух экземплярах: оригинал проверяющему, а копию — проверяемой стороне.
Акт вручается в течение трёх часов при личном визите и в течение следующего рабочего дня, при покупке удалённо.

В нём фиксируются все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки. Соглашаться с ним или нет — дело продавца.

  • Возврат товара и денег

Деньги возвращаются в том случае, если товар был изъят для проведения экспертизы. Например, если проверка была инициирована после жалобы на качество товара.

Если же товар надлежащего качества, и всё в порядке, то происходит обратный обмен. Деньги должны быть возвращены в той же форме, в которой были получены. Если оплата была совершена картой, то и возврат должен на карту. Наличкой отдать будет нельзя.

Если с товарами всё понятно, то как быть с услугами?

Здесь тоже всё просто:

Если инспектор оплатил услугу, но не воспользовался ей, то деньги нужно вернуть. Если услуга была оказана, то никакого возврата осуществлять не нужно.

Что делать при контрольной закупке

• Убедиться, что приказ соблюдается

Это очень важно: убедитесь, что вся информация в приказе соответствует фактической.
Время, дата, условия, имя и должность инспектора.

Полный перечень информации приведён в постановлении №1398 (пункт 8) от 21.11.2018. Если какого-то из пунктов нет или он нарушен — это повод подать возражение, признать результаты проверки недействительными и отменить штраф.

 

• Проверить, правильно ли составлен акт 

Акт тоже должен быть составлен в двух экземплярах, как и приказ.

Каждый контролирующий орган использует свою установленную форму акта, но все они должны содержать:

• информацию о дате, времени и месте проверки;

• подробное описание каждого пункта;

• номер приказа и название госоргана, который его выпустил;

• информацию о закупленных товарах и способе их приобретения (лично или онлайн) и оплаты (наличный, безнал).

Полный перечень требуемой информации можно найти в том же постановлении №1398 (пункт 15) от 21.11.2018.

Если у вас возникнут сомнения, не мошенник ли перед вами — не стесняйтесь позвонить в организацию, представителем которой он назвался. 

Почему может прийти контрольная закупка

Ни одна проверка не приходит просто потому что взбрело в голову. Обязательно должны быть причины: (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).

• Нарушены права потребителя

Обращения в Роспотребнадзор вполне хватит для того, чтобы инициировать проверку. Причиной может стать любое нарушение прав потребителя.

• Причинён вред здоровью или жизнедеятельности

Если вы, допустим, отравились едой из кафе, ресторана или магазина, смело собирайте доказательства и инициируйте проверку.

• Отсутствует акцизная или иная маркировка 

Сейчас маркировке подлежит только алкоголь и изделия из меха, но с 2019 года стартует глобальный эксперимент по внедрению обязательной маркировки продовольственных и непродовольственных товаров.

• Для обнаружения повторных нарушений

Если подобные нарушения уже совершались до этого, инспекция может провести повторную проверку, чтобы убедиться в том, что все нарушения устранены.

Есть один нюанс, который полезно учесть «принимающей» стороне: дело в том, что инспектор должен в суде доказать, что нет альтернативного способа проверки. Если ему это не удастся, то результаты проверки будут признаны недействительными, и штраф отменится. Однако, нарушения лучше устранять во имя сохранения клиентской лояльности.

Если нарушения есть — жди выездной проверки. Чем больше нарушений, тем больше шансов получить штраф.

Что делать, если вас оштрафовали

Не согласны с результатами контрольной закупки — оспорьте их. Для начала нужно в течение двух недель отправить возражения в проверяющую инстанцию.

Предварительно нужно подписать акт с пометкой «с возражениями». Просто отказаться от подписания акта — себе дороже. В документе будет сделана соответствующая пометка, и всё.

Если вы отправляете документы по почте или сдаёте лично, подготовьте два экземпляра. Один останется вам, и на нём должен быть входящий номер. Если вы отправляете электронно, подпишите документы электронной подписью.

В письме нужно максимально подробно и аргументированно объяснить, почему вы не согласны с результатами проверки. Не забудьте приложить копии документов, подтверждающие обоснованность претензий.

Если ответ госоргана не устроил — обратитесь в вышестоящие инстанции или суд, чтобы получить иное решение.